Могут ли компании контролировать поведение сотрудников в интернете? Мнения твиттерян

shadowingЧем активнее развиваются социальные сети, тем чаще появляются новости на тему “компания уволила сотрудника из-за твита”. И если раньше соотечественникам это казалось чем-то далеким и почти нереальным (т.к. касалось стран дальнего зарубежья), то сейчас все чаще эти новости приходят из близлежащих регионов. Так, например, из нашумевшим особенно активно обсуждались неудачная шутка про Сбербанк и твит сотрудницы Аэрофлота про крушение Суперджета.

В свете этого понятна позиция компаний, которые не хотят допустить неприятных для себя твитов. Однако ситуация более чем неоднозначна: могут ли компании контролировать поведение сотрудников в интернете? Могут ли начальники диктовать, что человек может писать в твиттере, а что нет? И какие шутки допустимы в корпоративных аккаунтах?

СБ изучала эту проблематику по-своему, мы же решили поинтересоваться мнением активных твиттерян — что они по этому поводу думают?

Чтобы не было путаницы, мы разделили вопрос на две части:

  • имеют ли право компании контролировать, что публикуют их сотрудники в личных аккаунтах? И если да, то до какой степени?
  • как вы оцениваете ситуации, когда из-за шутки в корпоративном аккаунте сотрудника, разместившего твит, увольняют? Насколько это корректно, разумно и правильно?

Денис Перехрест, IT-менеджер:

1. Нет, не имеют никакого права, ни в какой степени. Это личный аккаунт сотрудника, его личное пространство. Надо доверять людям и надеяться на их здравый смысл при выборе темы (и эмоционального тона) поста или твита. В отдельных случаях можно провести беседу с просьбой (!) внимательно следить за своими постами (особенно, если в договоре с сотрудником фигурируют слова «коммерческая тайна»).

2. Увольнение (особенно молниеносное, без разбора ситуации) — это, конечно, крайность. Но если человек ведет корпоративный аккаунт, то именно он (а не «корпорация») несет ответственность за возможные последствия твита или поста. Тут снова стоит обратить внимание на здравый смысл :).

Дмитрий, оператор-наладчик котельной:

1. Компании не имеют права контролировать то, что их сотрудник пишет в своём личном твиттере о своих личных делах, но имеют право отслеживать то, что пишется в Твиттере о них самих. Все сотрудники компании должны быть детально проинформированы о том, что можно и даже нужно писать о компании в своих личных твиттерах, что писать нежелательно, а что — строго запрещено. И о том, что ждёт нарушителя запретов в случае обнаружения нарушения. В свою очередь, сотрудники вольны либо соблюдать эти запреты, либо нарушать их — на свой страх и риск.

2. Шутка шутке рознь. Сотрудник обязан заботиться о том, чтобы его фирма имела профит и не имела проблем. Если результатом шутки (и это доказанный факт, а не голословные обвинения) явилась потеря прибыли или судебный иск к компании, то ценность такого сотрудника находится под большим вопросом. Если его ценность перевешивает нанесенный им ущерб, то вполне можно ограничиться выговором, денежным штрафом или лишением права вести корпоративный аккаунт. Если кадр малоценный — то он подлежит увольнению. Если же шутка остаётся всего лишь шуткой, то никаких последствий для шутника быть не должно.

Сергей Шнип, PR-менеджер:

1. Однозначно, да! Интернет уже перестал быть «виртуальной реальностью».  Это самая настоящая повседневная среда для общения с множеством собеседников. Поэтому и ответственность за сказанное должна быть полной.

У каждого человека есть внутренний цензор — совесть (да-да, сейчас об этом не принято говорить, но всё же.) И прежде всего совесть и воспитание должны быть критериями допустимого поведения — в том числе и в интернете. Согласитесь, на собеседованиях при приеме на работу вам же не задают вопросов типа «Вам нравится посылать клиента?» или «Вы часто стебётесь над клиентом прямо ему в лицо?» Ответ на такие вопросы очевиден. Так почему сотрудники должны позволять себе некорректные действия или высказывания публично в соцсетях? По-хорошему, в каждой уважающей себя компании должен быть внутренний кодекс поведения сотрудников, хотя все в кодексах не пропишешь...

2. А вот по вопросу соразмерности наказания можно дискутировать, особенно если дело касается не совсем корректных шуток, анекдотов и прочего народного юмора.  Шутки не рождаются на пустом месте. В случае со «Сбербанком» я бы дал выговор сотруднику за некорректный пост и строгий выговор парочке вышестоящих руководителей за бесконечные очереди в отделении банка и плохо налаженный механизм обслуживания клиентов.

Mikolka, инженер:

1. Считаю, имеют. Если аккаунт публичный и это всем доступно, а человек пишет, что какие-то вещи, касающиеся его деятельности в компании или деятельности последней (в каком ключе — неважно), то руководство имеет право на вмешательство с целью разбора ситуации, т.к. они бывают разные, а не каждый сотрудник в состоянии донести свою идею или пожелание до «верха».

2. Считаю, что корпоративные аккаунты большей частью — скучные ленты, потому шутки в корпоративном аккаунте считаю очень ценным, важным и нужным элементом. Только шутки должны быть шутками, а не грязью. А сотрудники, которые ведут корпакк должны понимать и предугадывать последствия. За «чернуху» нужно наказывать.

На этом мы не заканчиваем! В ближайшие дни мы опубликуем вторую часть с мнениями твиттерян!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>